Что такое Манчкин и как в него играть

Любите настолки с юмором, азартом и легкой подлостью? Тогда Манчкин именно для вас. Эта игра давно стала хитом, превращая каждый вечер в эпичную битву за Уровни и Сокровища. Здесь вас ждет стратегия, смех и шанс без зазрения совести подставить друзей (в рамках правил, конечно).

В этой статье мы расскажем, что такое Манчкин, как в него играть и почему игра затягивает с первой партии.

Немного истории: как появился Манчкин

Манчкин появился в 2001 году благодаря американскому дизайнеру настольных игр Стиву Джексону, известному своими оригинальными и ироничными проектами. Идея родилась как сатирическая пародия на ролевые игры вроде Dungeons & Dragons. В ролевиках часто встречаются игроки, которых интересует не сюжет или командная игра, а прокачка персонажа и сбор мощной амуниции. Таких людей в игровом сообществе называют «манчкинами».

Стив Джексон решил превратить этот образ в отдельную игру — легкую, быструю и максимально веселую. Вместо глубокого сюжета — погони за Уровнями, вместо отыгрыша роли — конкуренция и подставы. Иллюстратор Джон Ковалик дополнил проект карикатурными рисунками, которые идеально передали дух и юмор игры. Так появился тот самый Манчкин, который сегодня издается на разных языках, имеет десятки дополнений и тематических версий по всему миру.

Что внутри коробки

Открыв коробку с Манчкином, вы не найдете игрового поля или фишек: в ней только карты и кубик. Но в этом и кроется прелесть игры. Все, что нужно для захватывающей партии, уже внутри:

  1. 168 карт, разделенных на две колоды — «Двери» и «Сокровища». Первая колода отвечает за события, Монстров и Проклятия, вторая — за награды, экипировку и бонусы.
  2. Игровой кубик d6 — шестигранник, который используется в боях и при побеге от Монстров.
  3. Правила игры — компактные, с юмористическими примерами, понятные даже новичку.

В коробке также могут быть жетоны Уровней, если это специальное издание, но чаще игроки используют монеты, бумажки или мобильные приложения для отслеживания прогресса. Несмотря на внешнюю простоту, карты оформлены ярко и с иронией, поэтому читать их уже весело.

Цель игры: как победить

В Манчкине все просто и хитро одновременно. Главная цель игрока — достичь 10-го Уровня быстрее других. Тот, кто первым доберется до заветной десятки и победит Монстра на этом Уровне в соло-бою, становится победителем.

Перейти на следующий Уровень можно несколькими способами:

  • побеждая Монстров;
  • используя специальные карты, которые позволяют подняться в игре;
  • иногда Уровни можно покупать за шмотки, продав карты общей ценностью в 1000 золотых.

Но есть важное правило: 10-й Уровень нельзя получить с помощью карт или продажи, а только победив в честной схватке с Монстром без чьей-либо помощи. Остальные игроки, как правило, в этот момент делают все, чтобы вам помешать и закрыть путь к победе.

В результате игра превращается в стратегическую гонку, где важно не только прокачиваться, но и сдерживать лидеров, использовать бонусы в нужный момент и не стать мишенью слишком рано.

Создаем героя и погружаемся в игру

Все игроки стартуют на одинаковых условиях. Исход битвы во многом определяется тем, какие карты выпадут в начале. Уже на старте можно применить карты с Классом, Расой и экипировкой.

Определите, кто будет начинать игру. Для этого бросьте кубик или выберите другой удобный способ. 

Как проходит ход игрока

Каждый игрок по очереди проходит несколько этапов, которые называются фазами хода. Они происходят в строго определенной последовательности:

  1. Вышибаем дверь. Возьмите верхнюю карту из колоды «Двери» и откройте ее лицом вверх. Возможны три варианта: если это Монстр — начинается бой, Проклятие — его эффект действует немедленно, другая карта (например, Раса, Класс) — можете сразу сыграть ее или оставить в руке.
  2. Ищем неприятности (по желанию). Если в «Дверях» не попался Монстр, можете разыграть Монстра с руки, чтобы с ним сразиться. Это позволяет не упустить шанс подняться в Уровне и получить Сокровища. 
  3. Чистим нычки (при отсутствии боя). Если вы не сражались ни с кем, тогда просто возьмите одну карту из колоды «Двери» лицом вниз. Это ваш тайный улов, который может пригодиться позже.
  4. Раздаем щедроты (при необходимости). В конце хода у вас должно быть не более 5 карт на руке (или 6, если вы играете за гнома). При большем количестве карт их нужно разыграть, передать игроку с самым низким уровнем или сбросить, если вы самый слабый.

Бой с Монстром: как это работает

Сравниваются ваша сила (Уровень + бонусы от экипировки) и сила Монстра. Если вы сильнее, то побеждаете, получаете Уровень и Сокровища. Если слабее, можете:

  • попросить помощь у другого игрока (обычно за долю добычи);
  • попробовать убежать, бросив кубик (успех — 5 или 6).

Если убежать не удалось, срабатывают Плохие последствия (Bad Stuff) — наказания, которые описаны на карте Монстра. Это может быть потеря Уровней, сброс Снаряжения, наложение Проклятия или даже смерть персонажа.

Во время боя другие игроки могут вмешиваться — усиливать Монстра, накладывать Проклятия или мешать иными способами. Это делает каждый ход непредсказуемым и полным напряжения.

Нестандартные ситуации

В Манчкине часто возникают нестандартные ситуации. Самые распространенные из них: 

  1. Монстр слишком силен? Используйте зелья, усиливающие вас, или карты, ослабляющие Монстра. Если бой все равно не по зубам, тогда можно попытаться сбежать.
  2. К вам присоединили второго Монстра (Бродячую тварь)? Придется сражаться сразу с двумя. Если решите бежать, бросайте кубик отдельно для каждого Монстра.
  3. Помогаете в бою и погибаете? Такое случается! Даже помощник рискует: если основной игрок проиграет и не сможет убежать, Bad Stuff затрагивает всех участников боя.

Что делать при смерти в Манчкине

Да, в Манчкине можно умереть. Но это не конец игры, а лишь короткий перерыв. Смерть наступает, если вы проиграли бой с Монстром и в Bad Stuff указано: «Ты умер». Но не переживайте, поскольку вы возродитесь уже на следующем ходу.

Вот что происходит после смерти:

  1. Вы теряете все шмотки и карты из руки. Жетоны Уровня, Класс и Раса сохраняются.
  2. Остальные игроки делят между собой вашу добычу. Каждый может взять по одной из оставшихся карт. Первыми выбирают игроки с самым высоким Уровнем.
  3. На следующем своем ходу вы берете по 2 карты из каждой колоды, как в начале партии, и можете снова вступать в игру. Новые шмотки можно разыгрывать сразу.

Смерть неприятна, поскольку вы теряете ресурсы и откатываетесь назад, но это возможность начать с чистого листа и поменять стратегию.

Карты и механики: как все работает

Основу игры Манчкин составляют карты — именно с их помощью вы развиваетесь, деретесь с Монстрами, мешаете другим игрокам и поднимаетесь по уровневой лестнице. В игре две основные колоды: «Двери» и «Сокровища». Каждая из них содержит разные типы карт, но все они играют важную роль.

Карты из колоды “Двери”

Карты из колоды «Двери» — это сердце приключений в Манчкине. Они задают темп игры, приносят Монстров, Проклятия, Классы и другие сюрпризы, с которыми игроки сталкиваются на каждом шагу. Разберемся, какие типы карт могут вам попасться:

  1. Монстры. Самые важные враги. Наиболее часто вы сталкиваетесь с ними в фазе «Открытие двери». Если на карте выпадает Монстр, сражаться с ним нужно сразу, не раздумывая. Также он может появиться во время действия «Поиск неприятностей» или быть направлен на вас другим игроком с помощью карты Бродячая тварь. Важно помнить: одна карта вызывает одного Монстра. Победив его, вы получаете Уровни и Сокровища. Некоторые Монстры относятся к категории «Нежить». Такие враги особенно опасны: другие игроки могут добавлять к ним дополнительных Монстров-Нежить прямо из руки, не имея специальных карт. Кроме того, некоторые Классы и Способности дают бонусы или штрафы при встрече с ними.
  2. Проклятия. Эти карты действуют сразу, когда вытягиваются из «Дверей». Они могут уменьшить силу, разрушить Снаряжение и даже понизить Уровень. Некоторые можно сыграть из руки, чтобы навредить другим.
  3. Классы. Делают вашего персонажа воином, магом, вором или клириком (жрецом). Каждый Класс имеет свои способности (например, вору проще воровать, а клирик отгоняет Нежить). Можно поменять Класс в любой момент, сбросив старый и сыграв новый.
  4. Расы. С самого начала вы играете за персонажа-человека. Но при появлении карты Раса появляется шанс сменить вид и стать эльфом, дварфом или хафлингом. У каждой Расы есть преимущества и ограничения. Быть человеком наименее выгодно, ведь у него нет особых умений и преимуществ. Чтобы активировать способности новой Расы, положите соответствующую карту перед собой — и ее эффекты начнут действовать сразу. При ее потере исчезнут все связанные с ней бонусы. Отказаться от карты можно как во время сражения, так и в любой другой момент. 
  5. Усиления Монстров. Их часто играют соперники в бою против вас. Например, карта Детеныш ослабляет врага, а Амбал, Старикан, Мозг и Псих, наоборот, значительно повышают его силу. Гадкая парочка и Бродячая тварь позволяют добавить второго Монстра в бой. Если на вас нападают двое, все усиливающие карты действуют сразу на обоих врагов.

Карты из колоды “Сокровища”

Это ваша награда за победы над Монстрами. В колоде спрятаны полезные шмотки, мощные бонусы, одноразовые предметы и даже Уровни. Сокровища делают вашего персонажа сильнее и приближают к заветной победе. Познакомимся с колодой детально:

  1. Снаряжение (шмотки). Это броня, оружие, обувь, головные уборы и прочие предметы, которые повышают вашу боевую силу. Одни вещи ограничены по Классу или Расе, другие — универсальны. Пока карта с экипировкой лежит у вас в руке, она не приносит никакой пользы. Чтобы активировать ее эффект, нужно «надеть» предмет, то есть выложить карту в игровое поле. Мелкие предметы разрешается использовать одновременно в любом количестве. Но крупную экипировку можно носить только одну.
  2. Одноразовые бонусы. Зелья, ловушки, гранаты и прочее. Играются в бою, дают кратковременное преимущество и вредят Монстру или другому игроку.
  3. Карты «+1 Уровень». Позволяют сразу продвинуться в игре. Но ими нельзя победить, поскольку 10-й Уровень можно получить только в бою.
  4. Золото и товары на продажу. Некоторые предметы имеют стоимость в золотых монетах. Их можно продать, чтобы получить Уровень (за каждые 1000 монет).

Исключения из правил: суперкарты

Иногда в руки попадают особые карты, которые позволяют нарушать базовые ограничения. Разберемся, как они работают.

Суперманчкин

Позволяет игроку сочетать два Класса одновременно, что в обычной ситуации запрещено, или играть с одним Классом без штрафа. Например, вы одновременно можете быть и вором, и клириком, используя способности обоих.

Если вы теряете карты Классов, тогда Суперманчкин тоже становится бесполезным.

Расовый коктейль

Карта дает возможность быть представителем двух Рас и использовать все их плюсы и минусы. Например, вы можете быть эльфом и дварфом одновременно, получая бонус к бегству и возможность носить две большие шмотки.

При потере всех карт Рас вы теряете и Коктейль.

Механика игры: что делает ее особенной

Манчкин выделяется своими уникальными игровыми механиками. Здесь важны удача, стратегия, умение взаимодействовать с другими и вовремя использовать ресурсы. Эти особенности делают каждую партию неповторимой:

  1. Сбор и управление картами. Успех зависит от грамотного выбора экипировки и момента для боя.
  2. Взаимодействие игроков. Это ключ к победе, поскольку вы не только развиваетесь сами, но и активно мешаете другим.
  3. Блеф и дипломатия. Они важны не меньше, чем карты. Переговоры, обещания и угрозы — часть стратегии.
  4. Случайность. Предугадать все невозможно. Кубик, карты и поведение соперников постоянно меняют ситуацию.

Карты в Манчкине — это не просто инструменты, а движущая сила всей игры. Каждая партия будет непредсказуемой, ведь сочетания карт, игроков и стратегий никогда не повторяются.

Взаимодействие: дружба или война

Манчкин — карточная игра, в которой друзья становятся временными союзниками, чтобы в нужный момент воткнуть вам нож в спину (игровой, конечно). Взаимодействие между игроками — один из ключевых элементов, делающий каждую партию непредсказуемой и веселой.

Помощь с подвохом

Во время боя с сильным Монстром вы можете попросить помощи у другого игрока. Он добавит свою силу, чтобы вы вместе победили, но не бесплатно, а за обещание Сокровищ или Уровней. Однако нередко «спаситель» может просто забрать награду и в очередном ходу усилить против вас следующего Монстра.

Мешаем всем

Игроки могут усилить Монстра, с которым сражается соперник, накинуть Проклятие прямо во время его хода, заблокировать побег, а также украсть вещи с помощью способностей воров или специальных карт.

Цель проста: не дать другим достичь 10-го Уровня первыми. Это значит, что сражаться нужно не только с Монстрами, но и с «друзьями» по столу.

Переговоры, блеф и обман

В Манчкине важна дипломатия. Игроки договариваются, торгуются, шантажируют и убеждают ради собственной выгоды. Иногда полезно временно объединиться против лидера. Но не забывайте: в этой игре нет постоянных союзников. Сегодня вы вместе, а завтра — враги.

В Манчкине побеждает не самый умный или везучий, а тот, кто умеет играть в людей: договариваться, мешать и вовремя ударить в спину. Именно это превращает игру в настоящее приключение с громким смехом, криками «Ты серьезно?» и предательствами.

Полезные советы новичкам

Если вы впервые играете в Манчкин, не волнуйтесь, ведь даже новички могут победить! Вот практичные советы, которые помогут вам быстрее влиться в игру и не стать легкой мишенью:

  1. Не спешите показывать все козыри. Сохраните мощные карты (зелья, Проклятия, усиления Монстров) до решающего момента. Многие новички совершают ошибку, растрачивая все в начале. В Манчкине важен финиш — на последних уровнях борьба обостряется.
  2. Играйте в «серую зону». Не вырывайтесь вперед слишком рано. Тот, кто первым достигает 8–9 Уровня, моментально становится мишенью для всех. Лучше оставаться незаметным, развивать экипировку, незаметно накопить силу и только потом рвануть к победе.
  3. Дипломатия решает все. Умейте договариваться. Иногда выгодно помочь сопернику за долю Сокровищ, иногда — просто объединиться против общего врага. Но всегда просчитывайте, кому вы помогаете: может, вы только что дали сопернику шанс победить вас.
  4. Умело торгуйтесь. Обещайте многое, но давайте немного. В бою торг — это часть стратегии. Никто не отменял хитрость и манипуляции. Важно не злоупотреблять доверием, чтобы потом вас не игнорировали вообще.
  5. Следите за столом. Знайте, что есть у других. Кто вооружен до зубов? Кто может усилить Монстра? Кто сидит тихо, но явно что-то замышляет? Опытные игроки не только играют свои карты, но и контролируют стол и поведение соперников.
  6. Используйте Класс и Расу по максимуму. Каждая Раса и Класс дают особые преимущества — не забывайте о них. Например, эльф получает Уровень за помощь в бою, а гном может носить большие шмотки. Комбинируйте эффекты, чтобы получить максимальную выгоду.
  7. Продажа вещей добавляет Уровень. Не забывайте: вы можете продать свои шмотки за 1000 золота и получить Уровень. В критической ситуации распродажа может спасти и даже привести к победе (если это не 10-й Уровень, конечно).
  8. Держите руку в порядке. На руке не должно быть хаоса. Следите, чтобы карты были разделены по типам: что вы можете надеть и применить, а что пока стоит придержать. Это ускоряет ход и помогает думать стратегически.

И не бойтесь обращаться к правилам игры. Они подробно описаны в официальной инструкции, которая прилагается к каждой коробке Манчкина, а также представлены на сайте издателя.

Дополнения и версии Манчкина

Одна из причин, по которой Манчкин остается популярным на протяжении двух десятилетий, — огромное количество дополнений и тематических версий. Они не только расширяют игру, но и придают ей свежий настрой, меняют правила и добавляют юмор в новых формах.

Дополнения к классической версии

Если вы играете в базовую коробку и хотите больше карт, тогда можно докупить расширения:

  • Манчкин 2: Дикий Топор — новые Монстры, Классы (в том числе Варвар) и еще больше безумия;
  • Манчкин 3: Клирические Ошибки — проклятые карты и священная сатира;
  • Манчкин 4: Тяга к Коняге — добавляет сюжетные карты и нестандартные механики;
  • Манчкин 5: Следопуты — еще больше взаимодействия и издевательств над противниками.

Каждое из этих дополнений включает десятки новых карт, интересные механики и повороты сюжета. Их можно миксовать между собой для хаотичной и веселой игры.

Тематические версии Манчкина

Если вы устали от фэнтези-сеттинга, вас ждет целая вселенная альтернативных Манчкинов:

  • Манчкин: Зомби — вы играете за зомби, охотящихся на людей;
  • Манчкин: Ктулху — борьба с безумием, древними богами и библиотекарями;
  • Звездный Манчкин — космическая пародия на научную фантастику;
  • Манчкин: Апокалипсис — мир на грани конца света, где можно вызвать катастрофу самому;
  • Манчкин: Рик и Морти, Манчкин: Гарри Поттер, Манчкин: Марвел — тематические адаптации популярных франшиз.

Все версии можно использовать как отдельно, так и смешивать между собой, если не боитесь хаоса. Например, зомби могут сражаться с Ктулху или ходить в доспехах супергероев. Это придает игре новое измерение абсурда и веселья.

Почему стоит попробовать сыграть

Манчкин — это настоящий аттракцион эмоций: здесь вы смеетесь, спорите, объединяетесь, предаете, обманываете и побеждаете. И все это с максимальной самоиронией и улыбкой. В эту игру стоит сыграть хотя бы раз, поскольку она:

  • идеальна для веселой компании — каждый ход превращается в маленькое приключение с подколами и неожиданными поворотами;
  • тренирует мышление и гибкость — приходится быстро принимать решения, вести переговоры и просчитывать последствия;
  • позволяет создавать уникальные партии — случайные карты и поведение игроков делают игру непредсказуемой;
  • дарит море юмора и иронии — это не сухая стратегия, а веселая сатира на все, что связано с фэнтези и ролевыми играми;
  • подходит новичкам и опытным игрокам — простые правила освоит любой, а глубина стратегий порадует геймеров.

Но главное преимущество Манчкина в том, что здесь ни одна партия не похожа на предыдущую. Именно поэтому в него хочется играть снова и снова.

Манчкин — настоящая проверка дружбы, хитрости и чувства юмора. Он объединяет простоту правил, богатство взаимодействия и абсолютную свободу действий. Здесь можно быть героем и злодеем, союзником и предателем. И все это без обид, ведь таковы законы Манчкина.

Если хотите весело провести вечер, по-настоящему отвлечься и подарить себе заряд эмоций — доставайте карты и зовите друзей. Манчкин ждет, чтобы сделать из вас победителя или веселого неудачника.