Любите настолки с юмором, азартом и легкой подлостью? Тогда Манчкин именно для вас. Эта игра давно стала хитом, превращая каждый вечер в эпичную битву за Уровни и Сокровища. Здесь вас ждет стратегия, смех и шанс без зазрения совести подставить друзей (в рамках правил, конечно).
В этой статье мы расскажем, что такое Манчкин, как в него играть и почему игра затягивает с первой партии.
Немного истории: как появился Манчкин
Манчкин появился в 2001 году благодаря американскому дизайнеру настольных игр Стиву Джексону, известному своими оригинальными и ироничными проектами. Идея родилась как сатирическая пародия на ролевые игры вроде Dungeons & Dragons. В ролевиках часто встречаются игроки, которых интересует не сюжет или командная игра, а прокачка персонажа и сбор мощной амуниции. Таких людей в игровом сообществе называют «манчкинами».
Стив Джексон решил превратить этот образ в отдельную игру — легкую, быструю и максимально веселую. Вместо глубокого сюжета — погони за Уровнями, вместо отыгрыша роли — конкуренция и подставы. Иллюстратор Джон Ковалик дополнил проект карикатурными рисунками, которые идеально передали дух и юмор игры. Так появился тот самый Манчкин, который сегодня издается на разных языках, имеет десятки дополнений и тематических версий по всему миру.
Что внутри коробки
Открыв коробку с Манчкином, вы не найдете игрового поля или фишек: в ней только карты и кубик. Но в этом и кроется прелесть игры. Все, что нужно для захватывающей партии, уже внутри:
- 168 карт, разделенных на две колоды — «Двери» и «Сокровища». Первая колода отвечает за события, Монстров и Проклятия, вторая — за награды, экипировку и бонусы.
- Игровой кубик d6 — шестигранник, который используется в боях и при побеге от Монстров.
- Правила игры — компактные, с юмористическими примерами, понятные даже новичку.
В коробке также могут быть жетоны Уровней, если это специальное издание, но чаще игроки используют монеты, бумажки или мобильные приложения для отслеживания прогресса. Несмотря на внешнюю простоту, карты оформлены ярко и с иронией, поэтому читать их уже весело.
Цель игры: как победить
В Манчкине все просто и хитро одновременно. Главная цель игрока — достичь 10-го Уровня быстрее других. Тот, кто первым доберется до заветной десятки и победит Монстра на этом Уровне в соло-бою, становится победителем.
Перейти на следующий Уровень можно несколькими способами:
- побеждая Монстров;
- используя специальные карты, которые позволяют подняться в игре;
- иногда Уровни можно покупать за шмотки, продав карты общей ценностью в 1000 золотых.
Но есть важное правило: 10-й Уровень нельзя получить с помощью карт или продажи, а только победив в честной схватке с Монстром без чьей-либо помощи. Остальные игроки, как правило, в этот момент делают все, чтобы вам помешать и закрыть путь к победе.
В результате игра превращается в стратегическую гонку, где важно не только прокачиваться, но и сдерживать лидеров, использовать бонусы в нужный момент и не стать мишенью слишком рано.
Создаем героя и погружаемся в игру
Все игроки стартуют на одинаковых условиях. Исход битвы во многом определяется тем, какие карты выпадут в начале. Уже на старте можно применить карты с Классом, Расой и экипировкой.
Определите, кто будет начинать игру. Для этого бросьте кубик или выберите другой удобный способ.
Как проходит ход игрока
Каждый игрок по очереди проходит несколько этапов, которые называются фазами хода. Они происходят в строго определенной последовательности:
- Вышибаем дверь. Возьмите верхнюю карту из колоды «Двери» и откройте ее лицом вверх. Возможны три варианта: если это Монстр — начинается бой, Проклятие — его эффект действует немедленно, другая карта (например, Раса, Класс) — можете сразу сыграть ее или оставить в руке.
- Ищем неприятности (по желанию). Если в «Дверях» не попался Монстр, можете разыграть Монстра с руки, чтобы с ним сразиться. Это позволяет не упустить шанс подняться в Уровне и получить Сокровища.
- Чистим нычки (при отсутствии боя). Если вы не сражались ни с кем, тогда просто возьмите одну карту из колоды «Двери» лицом вниз. Это ваш тайный улов, который может пригодиться позже.
- Раздаем щедроты (при необходимости). В конце хода у вас должно быть не более 5 карт на руке (или 6, если вы играете за гнома). При большем количестве карт их нужно разыграть, передать игроку с самым низким уровнем или сбросить, если вы самый слабый.
Бой с Монстром: как это работает
Сравниваются ваша сила (Уровень + бонусы от экипировки) и сила Монстра. Если вы сильнее, то побеждаете, получаете Уровень и Сокровища. Если слабее, можете:
- попросить помощь у другого игрока (обычно за долю добычи);
- попробовать убежать, бросив кубик (успех — 5 или 6).
Если убежать не удалось, срабатывают Плохие последствия (Bad Stuff) — наказания, которые описаны на карте Монстра. Это может быть потеря Уровней, сброс Снаряжения, наложение Проклятия или даже смерть персонажа.
Во время боя другие игроки могут вмешиваться — усиливать Монстра, накладывать Проклятия или мешать иными способами. Это делает каждый ход непредсказуемым и полным напряжения.
Нестандартные ситуации
В Манчкине часто возникают нестандартные ситуации. Самые распространенные из них:
- Монстр слишком силен? Используйте зелья, усиливающие вас, или карты, ослабляющие Монстра. Если бой все равно не по зубам, тогда можно попытаться сбежать.
- К вам присоединили второго Монстра (Бродячую тварь)? Придется сражаться сразу с двумя. Если решите бежать, бросайте кубик отдельно для каждого Монстра.
- Помогаете в бою и погибаете? Такое случается! Даже помощник рискует: если основной игрок проиграет и не сможет убежать, Bad Stuff затрагивает всех участников боя.
Что делать при смерти в Манчкине
Да, в Манчкине можно умереть. Но это не конец игры, а лишь короткий перерыв. Смерть наступает, если вы проиграли бой с Монстром и в Bad Stuff указано: «Ты умер». Но не переживайте, поскольку вы возродитесь уже на следующем ходу.
Вот что происходит после смерти:
- Вы теряете все шмотки и карты из руки. Жетоны Уровня, Класс и Раса сохраняются.
- Остальные игроки делят между собой вашу добычу. Каждый может взять по одной из оставшихся карт. Первыми выбирают игроки с самым высоким Уровнем.
- На следующем своем ходу вы берете по 2 карты из каждой колоды, как в начале партии, и можете снова вступать в игру. Новые шмотки можно разыгрывать сразу.
Смерть неприятна, поскольку вы теряете ресурсы и откатываетесь назад, но это возможность начать с чистого листа и поменять стратегию.
Карты и механики: как все работает

Основу игры Манчкин составляют карты — именно с их помощью вы развиваетесь, деретесь с Монстрами, мешаете другим игрокам и поднимаетесь по уровневой лестнице. В игре две основные колоды: «Двери» и «Сокровища». Каждая из них содержит разные типы карт, но все они играют важную роль.
Карты из колоды “Двери”
Карты из колоды «Двери» — это сердце приключений в Манчкине. Они задают темп игры, приносят Монстров, Проклятия, Классы и другие сюрпризы, с которыми игроки сталкиваются на каждом шагу. Разберемся, какие типы карт могут вам попасться:
- Монстры. Самые важные враги. Наиболее часто вы сталкиваетесь с ними в фазе «Открытие двери». Если на карте выпадает Монстр, сражаться с ним нужно сразу, не раздумывая. Также он может появиться во время действия «Поиск неприятностей» или быть направлен на вас другим игроком с помощью карты Бродячая тварь. Важно помнить: одна карта вызывает одного Монстра. Победив его, вы получаете Уровни и Сокровища. Некоторые Монстры относятся к категории «Нежить». Такие враги особенно опасны: другие игроки могут добавлять к ним дополнительных Монстров-Нежить прямо из руки, не имея специальных карт. Кроме того, некоторые Классы и Способности дают бонусы или штрафы при встрече с ними.
- Проклятия. Эти карты действуют сразу, когда вытягиваются из «Дверей». Они могут уменьшить силу, разрушить Снаряжение и даже понизить Уровень. Некоторые можно сыграть из руки, чтобы навредить другим.
- Классы. Делают вашего персонажа воином, магом, вором или клириком (жрецом). Каждый Класс имеет свои способности (например, вору проще воровать, а клирик отгоняет Нежить). Можно поменять Класс в любой момент, сбросив старый и сыграв новый.
- Расы. С самого начала вы играете за персонажа-человека. Но при появлении карты Раса появляется шанс сменить вид и стать эльфом, дварфом или хафлингом. У каждой Расы есть преимущества и ограничения. Быть человеком наименее выгодно, ведь у него нет особых умений и преимуществ. Чтобы активировать способности новой Расы, положите соответствующую карту перед собой — и ее эффекты начнут действовать сразу. При ее потере исчезнут все связанные с ней бонусы. Отказаться от карты можно как во время сражения, так и в любой другой момент.
- Усиления Монстров. Их часто играют соперники в бою против вас. Например, карта Детеныш ослабляет врага, а Амбал, Старикан, Мозг и Псих, наоборот, значительно повышают его силу. Гадкая парочка и Бродячая тварь позволяют добавить второго Монстра в бой. Если на вас нападают двое, все усиливающие карты действуют сразу на обоих врагов.
Карты из колоды “Сокровища”
Это ваша награда за победы над Монстрами. В колоде спрятаны полезные шмотки, мощные бонусы, одноразовые предметы и даже Уровни. Сокровища делают вашего персонажа сильнее и приближают к заветной победе. Познакомимся с колодой детально:
- Снаряжение (шмотки). Это броня, оружие, обувь, головные уборы и прочие предметы, которые повышают вашу боевую силу. Одни вещи ограничены по Классу или Расе, другие — универсальны. Пока карта с экипировкой лежит у вас в руке, она не приносит никакой пользы. Чтобы активировать ее эффект, нужно «надеть» предмет, то есть выложить карту в игровое поле. Мелкие предметы разрешается использовать одновременно в любом количестве. Но крупную экипировку можно носить только одну.
- Одноразовые бонусы. Зелья, ловушки, гранаты и прочее. Играются в бою, дают кратковременное преимущество и вредят Монстру или другому игроку.
- Карты «+1 Уровень». Позволяют сразу продвинуться в игре. Но ими нельзя победить, поскольку 10-й Уровень можно получить только в бою.
- Золото и товары на продажу. Некоторые предметы имеют стоимость в золотых монетах. Их можно продать, чтобы получить Уровень (за каждые 1000 монет).
Исключения из правил: суперкарты
Иногда в руки попадают особые карты, которые позволяют нарушать базовые ограничения. Разберемся, как они работают.
Суперманчкин
Позволяет игроку сочетать два Класса одновременно, что в обычной ситуации запрещено, или играть с одним Классом без штрафа. Например, вы одновременно можете быть и вором, и клириком, используя способности обоих.
Если вы теряете карты Классов, тогда Суперманчкин тоже становится бесполезным.
Расовый коктейль
Карта дает возможность быть представителем двух Рас и использовать все их плюсы и минусы. Например, вы можете быть эльфом и дварфом одновременно, получая бонус к бегству и возможность носить две большие шмотки.
При потере всех карт Рас вы теряете и Коктейль.

Механика игры: что делает ее особенной
Манчкин выделяется своими уникальными игровыми механиками. Здесь важны удача, стратегия, умение взаимодействовать с другими и вовремя использовать ресурсы. Эти особенности делают каждую партию неповторимой:
- Сбор и управление картами. Успех зависит от грамотного выбора экипировки и момента для боя.
- Взаимодействие игроков. Это ключ к победе, поскольку вы не только развиваетесь сами, но и активно мешаете другим.
- Блеф и дипломатия. Они важны не меньше, чем карты. Переговоры, обещания и угрозы — часть стратегии.
- Случайность. Предугадать все невозможно. Кубик, карты и поведение соперников постоянно меняют ситуацию.
Карты в Манчкине — это не просто инструменты, а движущая сила всей игры. Каждая партия будет непредсказуемой, ведь сочетания карт, игроков и стратегий никогда не повторяются.
Взаимодействие: дружба или война
Манчкин — карточная игра, в которой друзья становятся временными союзниками, чтобы в нужный момент воткнуть вам нож в спину (игровой, конечно). Взаимодействие между игроками — один из ключевых элементов, делающий каждую партию непредсказуемой и веселой.
Помощь с подвохом
Во время боя с сильным Монстром вы можете попросить помощи у другого игрока. Он добавит свою силу, чтобы вы вместе победили, но не бесплатно, а за обещание Сокровищ или Уровней. Однако нередко «спаситель» может просто забрать награду и в очередном ходу усилить против вас следующего Монстра.
Мешаем всем
Игроки могут усилить Монстра, с которым сражается соперник, накинуть Проклятие прямо во время его хода, заблокировать побег, а также украсть вещи с помощью способностей воров или специальных карт.
Цель проста: не дать другим достичь 10-го Уровня первыми. Это значит, что сражаться нужно не только с Монстрами, но и с «друзьями» по столу.
Переговоры, блеф и обман
В Манчкине важна дипломатия. Игроки договариваются, торгуются, шантажируют и убеждают ради собственной выгоды. Иногда полезно временно объединиться против лидера. Но не забывайте: в этой игре нет постоянных союзников. Сегодня вы вместе, а завтра — враги.
В Манчкине побеждает не самый умный или везучий, а тот, кто умеет играть в людей: договариваться, мешать и вовремя ударить в спину. Именно это превращает игру в настоящее приключение с громким смехом, криками «Ты серьезно?» и предательствами.
Полезные советы новичкам

Если вы впервые играете в Манчкин, не волнуйтесь, ведь даже новички могут победить! Вот практичные советы, которые помогут вам быстрее влиться в игру и не стать легкой мишенью:
- Не спешите показывать все козыри. Сохраните мощные карты (зелья, Проклятия, усиления Монстров) до решающего момента. Многие новички совершают ошибку, растрачивая все в начале. В Манчкине важен финиш — на последних уровнях борьба обостряется.
- Играйте в «серую зону». Не вырывайтесь вперед слишком рано. Тот, кто первым достигает 8–9 Уровня, моментально становится мишенью для всех. Лучше оставаться незаметным, развивать экипировку, незаметно накопить силу и только потом рвануть к победе.
- Дипломатия решает все. Умейте договариваться. Иногда выгодно помочь сопернику за долю Сокровищ, иногда — просто объединиться против общего врага. Но всегда просчитывайте, кому вы помогаете: может, вы только что дали сопернику шанс победить вас.
- Умело торгуйтесь. Обещайте многое, но давайте немного. В бою торг — это часть стратегии. Никто не отменял хитрость и манипуляции. Важно не злоупотреблять доверием, чтобы потом вас не игнорировали вообще.
- Следите за столом. Знайте, что есть у других. Кто вооружен до зубов? Кто может усилить Монстра? Кто сидит тихо, но явно что-то замышляет? Опытные игроки не только играют свои карты, но и контролируют стол и поведение соперников.
- Используйте Класс и Расу по максимуму. Каждая Раса и Класс дают особые преимущества — не забывайте о них. Например, эльф получает Уровень за помощь в бою, а гном может носить большие шмотки. Комбинируйте эффекты, чтобы получить максимальную выгоду.
- Продажа вещей добавляет Уровень. Не забывайте: вы можете продать свои шмотки за 1000 золота и получить Уровень. В критической ситуации распродажа может спасти и даже привести к победе (если это не 10-й Уровень, конечно).
- Держите руку в порядке. На руке не должно быть хаоса. Следите, чтобы карты были разделены по типам: что вы можете надеть и применить, а что пока стоит придержать. Это ускоряет ход и помогает думать стратегически.
И не бойтесь обращаться к правилам игры. Они подробно описаны в официальной инструкции, которая прилагается к каждой коробке Манчкина, а также представлены на сайте издателя.
Дополнения и версии Манчкина
Одна из причин, по которой Манчкин остается популярным на протяжении двух десятилетий, — огромное количество дополнений и тематических версий. Они не только расширяют игру, но и придают ей свежий настрой, меняют правила и добавляют юмор в новых формах.
Дополнения к классической версии
Если вы играете в базовую коробку и хотите больше карт, тогда можно докупить расширения:
- Манчкин 2: Дикий Топор — новые Монстры, Классы (в том числе Варвар) и еще больше безумия;
- Манчкин 3: Клирические Ошибки — проклятые карты и священная сатира;
- Манчкин 4: Тяга к Коняге — добавляет сюжетные карты и нестандартные механики;
- Манчкин 5: Следопуты — еще больше взаимодействия и издевательств над противниками.
Каждое из этих дополнений включает десятки новых карт, интересные механики и повороты сюжета. Их можно миксовать между собой для хаотичной и веселой игры.
Тематические версии Манчкина
Если вы устали от фэнтези-сеттинга, вас ждет целая вселенная альтернативных Манчкинов:
- Манчкин: Зомби — вы играете за зомби, охотящихся на людей;
- Манчкин: Ктулху — борьба с безумием, древними богами и библиотекарями;
- Звездный Манчкин — космическая пародия на научную фантастику;
- Манчкин: Апокалипсис — мир на грани конца света, где можно вызвать катастрофу самому;
- Манчкин: Рик и Морти, Манчкин: Гарри Поттер, Манчкин: Марвел — тематические адаптации популярных франшиз.
Все версии можно использовать как отдельно, так и смешивать между собой, если не боитесь хаоса. Например, зомби могут сражаться с Ктулху или ходить в доспехах супергероев. Это придает игре новое измерение абсурда и веселья.
Почему стоит попробовать сыграть
Манчкин — это настоящий аттракцион эмоций: здесь вы смеетесь, спорите, объединяетесь, предаете, обманываете и побеждаете. И все это с максимальной самоиронией и улыбкой. В эту игру стоит сыграть хотя бы раз, поскольку она:
- идеальна для веселой компании — каждый ход превращается в маленькое приключение с подколами и неожиданными поворотами;
- тренирует мышление и гибкость — приходится быстро принимать решения, вести переговоры и просчитывать последствия;
- позволяет создавать уникальные партии — случайные карты и поведение игроков делают игру непредсказуемой;
- дарит море юмора и иронии — это не сухая стратегия, а веселая сатира на все, что связано с фэнтези и ролевыми играми;
- подходит новичкам и опытным игрокам — простые правила освоит любой, а глубина стратегий порадует геймеров.
Но главное преимущество Манчкина в том, что здесь ни одна партия не похожа на предыдущую. Именно поэтому в него хочется играть снова и снова.
Манчкин — настоящая проверка дружбы, хитрости и чувства юмора. Он объединяет простоту правил, богатство взаимодействия и абсолютную свободу действий. Здесь можно быть героем и злодеем, союзником и предателем. И все это без обид, ведь таковы законы Манчкина.
Если хотите весело провести вечер, по-настоящему отвлечься и подарить себе заряд эмоций — доставайте карты и зовите друзей. Манчкин ждет, чтобы сделать из вас победителя или веселого неудачника.